Непобедимые «однодневки»

16.02.2007

Газета "Бизнес" / Власти, так и не решив, что же из себя представляют «фирмы-однодневки» и как с ними бороться, отложили разработку законопроекта о внесении изменений в закон о государственной регистрации. Бизнесмены могут вздохнуть спокойно: увеличение сроков регистрации предприятий им не грозит, и требовать от компаний обязательного совпадения юридического и фактического адресов никто не будет. 

Главной темой, обсуждаемой на вчерашнем заседании комиссии «ОПОРЫ России» по корпоративному праву и корпоративным финансам, стала эффективность мер, предложенных правительством по борьбе с «фирмами-однодневками». Судя по тому, что выступление начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития (МЭРТ) Сергея Цыганкова началось со слов «мы не представляем, кто такие „однодневки”», своего врага власти в лицо не знают. Более того, если верить начальнику управления государственной регистрации Федеральной налоговой службы (ФНС) Светлане Федченко, борьба с такими компаниями сейчас отходит на второй план. 

«В законе о госрегистрации мы бы хотели видеть такие изменения, которые позволили бы предотвратить создание недобросовестных фирм, а не предотвращать последствия их создания»,— отметила она. 

Главное изменение, за которое выступает ФНС,— увеличение срока регистрации предприятия как минимум до 20 дней (вместо установленных сейчас пяти). Это время необходимо налоговикам для того, чтобы проверить подлинность паспорта будущего учредителя, а также то, знает ли человек, заявленный в регистрационных документах как учредитель фирмы, о том, что он является ее владельцем. «Многих это удивляет. А вместе с тем только в московскую инспекцию №46, которая занимается регистрацией фирм, ежедневно поступает до 50 обращений граждан, которые вовсе не желали стать учредителями и узнали об этом случайно, после того, как им позвонили из налоговой»,— рассказала Светлана Федченко. 

Впрочем, эти доводы не убедили коллег. «Скорость регистрации предприятий — это наше достижение, и отказываться от него мы не собираемся»,— заверил Сергей Цыганков. 

Немало удивило собравшихся и заявлениепредставителя ФНС о допустимости несовпадения юридического и фактического адресов. «Глупо упорствовать и требовать от предприятий того, чтобы они находились там же, где зарегистрированы»,— заявила Федченко. Компании, которых направо и налево обвиняют в том, что они «однодневки», только из-за несовпадения адресов, сами виноваты, рассказала она. «Инспекторы пишут письма, звонят, посылают факсы на юридический адрес предприятия и не получают никаких ответов. Что должен думать налоговый инспектор об этой компании? Ничего хорошего! И чтобы таких проблем не было, нужно просто оставить нам адрес, по которому можно связаться с компанией»,— предложила выход Федченко. 

После этого заявления бизнесмены немного расслабились. 

Раз уж главный инициатор введения обязательного совпадения юридического и фактического адресов компании отказался от своей идеи, ожидать, что это предложение будет закреплено в законодательстве, вряд ли стоит. Впрочем, количество разногласий между представителями ФНС, МЭРТ и бизнессообщества вряд ли позволит в обозримом будущем появиться и самому законопроекту. 

Другие новости