Минэкономразвития ужесточает правила банкротства и ликвидации

14.03.2007

Руководители ликвидируемой фирмы будут отвечать собственным имуществом, если укажут о ней неверные сведения. Сделки, заключенные незадолго до банкротства, автоматически подозрительны. Чтобы зарегистрировать компанию, нужно личное присутствие или нотариально заверенное согласие учредителя. Такие поправки Минэкономразвития вносит в правительство.

В мае Минэкономразвития внесет в правительство поправки в законодательство о регистрации, ликвидации и банкротстве юрлиц, рассказала директор департамента министерства Анна Попова. По нынешнему законодательству бухгалтерская отчетность компании может быть уничтожена якобы в результате пожара или потопа и в случае ликвидации ее долги считаются погашенными. Этот институт на практике выступает в качестве способа неисполнения обязательств по уплате налогов, говорится в пояснительной записке.

Минэкономразвития предлагает, чтобы заявление о ликвидации содержало все сведения о кредиторах, должниках и имуществе компании, а лица, его подписавшие, несли субсидиарную ответственность своим имуществом за недостоверные сведения и по долгам организации.

Сейчас российское законодательство не позволяет эффективно оспаривать сделки по выводу активов из компании накануне банкротства, констатируется в пояснительной записке. Минэкономразвития предлагает ставить под сомнение сделки, совершенные за год до подачи заявления о банкротстве или с момента, когда возникла неплатежеспособность. У арбитражного управляющего будет право их опровергнуть и вернуть имущество в конкурсную массу, а у представителя кредиторов — оспорить это решение. Управляющие банкрота несут субсидиарную ответственность своим имуществом, если они недобросовестно исполняли свои обязанности по ведению и хранению бухгалтерской отчетности.

Поправки о регистрации пока не согласованы с Федеральной налоговой службой (ФНС), сообщает чиновник Минэкономразвития: разногласия касаются срока регистрации, который ФНС предлагает увеличить до 30 рабочих дней (сейчас пять).

По словам Поповой, Минэкономразвития готово растянуть процедуру до 15 дней, если фирма располагается по адресу массовой регистрации. Спор может быть решен на встрече министра экономразвития Германа Грефа с руководителем ФНС Михаилом Мокрецовым. Зато у ведомств нет разногласий ни по поводу дисквалификации на три года учредителей компаний, если они предоставляют недостоверные сведения при регистрации, ни по поводу необходимости личного присутствия гражданина или его нотариально заверенного представителя, если гражданин собирается учредить компанию, радуется чиновник Минэкономразвития.

Сейчас отказать в регистрации можно, если предоставлен не тот комплект документов или они поданы не в тот регистрирующий орган, напоминает Дмитрий Степанов из коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры”. Налоговики предлагали разрешить вообще приостанавливать регистрацию, если есть несоответствия в содержательной части (например, устава законодательству), но Минэкономразвития оставило только несоответствие фактических сведений (например, указан неверный номер паспорта). Степанов считает, что недобросовестных учредителей лучше не дисквалифицировать, а уголовно преследовать.

А поправки, касающиеся ликвидации, Степанов поддерживает: если все по закону, руководителям компании нечего бояться подписывать заявление с полным списком имущества и кредиторов, а если они действовали недобросовестно и факты вскрыты, им придется отвечать своим имуществом. Сейчас большой практики по таким делам нет, чаще всего они не доходят до суда, поскольку злой умысел доказать очень сложно, сожалеет он.

Квалифицировать как подозрительные сделки накануне банкротства тоже логично, это есть в законодательстве многих европейских стран, говорит партнер юркомпании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин, но это потенциально коррупционная норма, ведь конкурсный управляющий может обратить внимание на “подозрительную” сделку, а может и не обратить. Но обязывать его проверять все сделки нельзя, иначе у компаний, которым может грозить банкротство, никто ничего покупать не будет — в любой момент могут отнять обратно, заключает Тутыхин.

“Поправки, касающиеся регистрации, нас устраивают”, — говорит руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства “ОПОРы России” Дина Крылова: предприниматели опасались, что срок регистрации будет увеличен. Зато изменения, касающиеся ликвидации и банкротства, обременяют честных предпринимателей новыми заботами: субсидиарная ответственность накладывает на учредителя дополнительные обязательства. Подозрительными могут казаться и добросовестные сделки, опасается Крылова: подозрительной может быть признана сделка по ранее приобретенной недвижимости, цена на которую за год выросла.

"Ведомости"

Другие новости