В условиях стремительного развития геополитической ситуации на постсоветском пространстве страны, находящиеся на перекрестке интересов Востока и Запада, представляют собой особую зону внимания для российских экспортеров и импортеров. Молдова, чья торгово-экономическая политика становится все более сложной ввиду активного движения страны к вступлению в Европейский Союз, одновременно сохраняя исторические связи с Российской Федерацией, демонстрирует яркий пример страны, пытающейся сохранить баланс между двумя экономическими полюсами. На сегодняшний день предстоящие парламентские выборы 28 сентября 2025 года становятся ключевым событием, которое определит дальнейшее направление экономической политики Кишинева и, соответственно, условия для международной торговли с этой страной. Российским бизнесменам, рассматривающим возможность расширения сотрудничества с молдавскими партнерами, крайне важно понимать нюансы текущей ситуации, чтобы избежать операционных рисков и обеспечить бесперебойность торговых потоков.
Торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и Республикой Молдова испытывают значительную трансформацию под влиянием европейской интеграции страны. На сегодняшний день Молдова является наблюдателем в Евразийском экономическом союзе, что формально предоставляет возможности для торгового сотрудничества. Одновременно с этим, страна активно продвигается в процессе вступления в ЕС, что предполагает постепенное гармонизирование национального законодательства с европейским правом. Важным событием стала достигнутая в 2025 году договоренность между ЕС и Молдовой о пересмотре условий Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, которая предусматривает расширение доступа для молдавского сельскохозяйственного экспорта при условии постепенного приведения стандартов производства в соответствие с европейскими нормами. Это создает сложную двойную систему требований для экспортеров из России, которые должны учитывать как текущие молдавские правила, так и постепенно вводимые стандарты, приближенные к европейским требованиям. Особое внимание следует уделять товарам сельскохозяйственного происхождения, которые составляют значительную долю товарооборота между странами. В то же время, Молдова и Россия намерены увеличить взаимный товарооборот до 30 миллиардов долларов, что создает дополнительные возможности для укрепления двусторонних экономических связей при условии тщательного комплаенс-контроля.
Одной из самых острых проблем в торгово-экономическом сотрудничестве с Молдовой в 2025 году является нестабильность платежных коридоров. Недавнее решение молдавских банков прекратить сотрудничество с российской платежной системой «Золотая Корона», которая ранее являлась основным каналом трансграничных переводов между странами, создало ощутимые сложности для бизнеса. Эта ситуация стала следствием введения дополнительных санкций в отношении российских финансовых институтов и вынудила многие молдавские банки пересмотреть свою позицию в отношении работы с российскими платежными системами. Несмотря на то, что в регионах Молдовы, таких как Гагаузия, продолжается нелегальное использование российских платежных систем, включая карты МИР, основным направлением развития является переход к альтернативным платежным инструментам. Для российских бизнесменов это означает необходимость диверсификации платежных инструментов и использования нейтральных финансовых посредников, расположенных в странах, сохраняющих хорошие отношения как с Россией, так и с ЕС. Особо следует отметить важность своевременной проверки банков-корреспондентов на предмет их готовности обслуживать транзакции с молдавскими контрагентами, так как многие финансовые учреждения демонстрируют повышенную осторожность из-за риска вторичных санкций.
В условиях активизации санкционных мер против лиц и организаций, связанных с российскими операциями в Молдове, особое значение приобретает процедура проверки иностранных контрагентов. Недавние санкционные пакеты ЕС и Канады, направленные против шестнадцати физических лиц и двух юридических лиц, обвиняемых в участии в координированных усилиях по дестабилизации демократически избранного правительства Молдовы, серьезно усложняют процесс идентификации надежных партнеров. Современные санкционные механизмы действуют не только через прямые ограничения, но и через требование к финансовым институтам проводить тщательную проверку на предмет наличия связей с санкционными лицами.
Учитывая текущую ситуацию, российским предприятиям, планирующим сотрудничество с молдавскими партнерами, необходимо пересмотреть свои подходы к международной торговле. Первостепенное значение имеет переход от прямого сотрудничества к использованию нейтральных посредников, расположенных в странах, поддерживающих отношения как с Россией, так и с ЕС. Успешные кейсы показывают, что армянские, туркменские и кыргызские компании могут выступать эффективными промежуточными звеньями в торговых операциях с Молдовой. Также рекомендуется тщательно анализировать законодательные изменения, происходящие в контексте европейской интеграции Молдовы, уделяя особое внимание тем секторам, где уже начата гармонизация стандартов с Евросоюзом. Помимо этого, крайне важно учитывать предстоящие внутриполитическую ситуацию в Молдове, включая парламентские выборы сентября 2025 года, которые могут существенно повлиять на дальнейшее направление торговой политики страны. Для снижения операционных рисков рекомендуется привлекать специализированные агентства, имеющие возможность не только проверить юридическую чистоту контрагента через официальные реестры, но и провести полевую проверку его реальной хозяйственной деятельности, что особенно важно в условиях высокой концентрации провайдеров-«однодневок». Регулярная верификация партнеров, включая анализ их связей на региональном уровне и проверку на соответствие действующим санкционным спискам, становится неотъемлемой частью успешной работы на этом рынке.