Эффективность работы налоговиков будет оцениваться по восьми критериям, каждый из которых имеет собственный вес при расчете поощрения. Чем лучше работа инспектора, оцененная по наиболее весомым критериям, тем лучше у него шансы получить большую премию, говорит сотрудник Минфина.
По итогам квартала выплачиваются премии, которые, возможно, будут зависеть от выставляемой оценки, допускает сотрудник ФНС. По словам источника, близкого к Минфину, рядовой инспектор отдела проверок сможет увеличить зарплату в несколько раз — до 30 000 руб. в месяц. Критерии оценки работы конкретного инспектора будут детализированы ФНС, говорит источник в администрации президента.
Удельный вес критериев, выгодных налогоплательщикам, — 54-70%, подсчитал главный редактор газеты “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков. В первоначальном варианте был крен в фискальную сторону, вспоминает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина: предлагалось рассчитывать доход, приносимый инспектором, количество эффективных налоговых проверок, размер доначислений по ним.
Теперь критерии соответствуют задачам, которые президент сформулировал в Бюджетном послании прошлого года: ориентироваться не на план сбора налогов, а на проверку соблюдения законодательства, говорит источник в администрации президента. В частности, уравнены два “судебных” критерия — отсуженная инспектором сумма и число его решений, признанных судом незаконными, радуется Бурыкина.
Компании выигрывают примерно 70% процессов, инициированных ими, но по суммам перевес на стороне налоговиков: с 2000 по 2005 г. отсуженная ими сумма выросла с 34 млрд руб. до 363 млрд руб., в первом полугодии 2006 г. составила 561 млрд руб.
Важны оба критерия — и количество проигранных споров, и размер сумм, присужденных в пользу бюджета, считает председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, но более важный критерий — количество проигранных ими споров. По его словам, нужно учитывать и сложность спора, и стабильность судебных актов по обжалованию действий налоговых органов: одно дело, если все суды признали их действия незаконными, другое — если разными инстанциями принимались разные решения. Менее значима отмена решения инспектора по сложному спору о толковании Налогового кодекса, если же суд отменяет очевидно незаконные мелкие штрафы, то это должно быть более значимым критерием, заключает Иванов.
Важен критерий соотношения числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, и общего числа исков, говорит источник в администрации президента: это будет стимулировать ФНС развивать службу внутреннего аудита. С 2009 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования, напоминает источник в Минфине.
Но главный критерий — собираемость, и он будет стимулировать инспекторов собрать как можно больше налогов, считает Стариков, а формула расчета собираемости составлена так, что налоговикам будет невыгодно по итогам проверки доначислять больше, чем они могут взыскать.
Инспекторы будут активнее проверять крупные компании, говорит источник в налоговых органах. Такие же указания содержатся и во внутренних документах ФНС о методике отбора компаний для проведения проверок.
Перечень критериев следует расширить, считает президент Клуба банковских бухгалтеров, зампред правления банка “Легион” Кирилл Парфенов: нужно учитывать, помогают ли инспекторы правильно платить налоги, проводят ли разъяснительную работу, сообщают ли об изменениях законодательства; нужно также оценивать последствия негативных для налогоплательщиков решений.
Одних критериев недостаточно, чтобы изменить работу инспекторов, говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков: необходимы реформа ФНС и пересмотр методики расчетов прогноза поступления налогов, чтобы налоговики ради выполнения завышенного плана не нарушали права компаний.