Минфин хочет избежать снижения налогов

13.02.2007

"Ведомости" / Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит подготовленные Министерством финансов основные направления налоговой политики на три года. Обещанное чиновниками снижение прямой налоговой нагрузки мизерно — в пределах погрешности в прогнозе. Бизнес готов добиваться радикального пересмотра налоговых ставок.

Основные направления налоговой политики, которые Минфин традиционно готовит к концу зимы, на этот раз охватывают три года — ведь бюджет теперь тоже принимается сразу на этот срок. Налоговые преобразования не будут радикальными и не предусматривают существенного снижения ставок, говорит источник в Минфине.

Министерство предлагает сосредоточиться на латании налоговых дыр и улучшении администрирования. В прилагаемой к документу таблице все потери федерального бюджета за 2008 г. оцениваются в 14,4 млрд руб., за 2009 г. — 14,9 млрд руб. и за 2010 г. — 13,6 млрд руб. Эти цифры — сальдо четырех ожидаемых изменений налоговой системы (как прибыльных, так и убыточных для казны): освобождение от налога на прибыль дивидендов от стратегического участия компаний в капитале друг друга; снижение с 30% до 15% ставки налога на дивиденды, выплачиваемые гражданам-нерезидентам; индексация ставки акциза на табак; сокращение перечня подакцизной спиртосодержащей продукции.

Еще 2,6 млрд руб. бизнес сэкономит на налоговых льготах по инновационной деятельности, также предусмотренных планом налоговых преобразований. Однако сумма всех этих нововведений составит всего 0,23% от доходов бюджета на 2008 г. (7112,16 млрд руб.).

“Эта сумма — в пределах ошибки при прогнозировании сбора любого из крупных федеральных налогов, — отмечает эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. — Но на ближайшее время государство взяло много социальных и инвестиционных обязательств, поэтому в 2007-2009 гг. может снижать налоги только за счет стабфонда”.

Снижение налогов потребует сокращения и расходов, соглашается эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. По ее оценкам, ожидаемые доходы бюджета несколько завышены. Нет необходимости радикально снижать налоговую нагрузку — она и так достаточно низкая, считает эксперт Центра развития Наталья Акиндинова: “Необходимо точечное воздействие, как с инновационными льготами”.

Тем не менее “скупость” Минфина столкнется со стремлением бизнеса добиться ослабления налоговой нагрузки. Чиновники должны понять, что налоговая система — не только источник доходов, но и инструмент стимулирования экономики, говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Основные идеи предпринимателей — снизить НДС (сейчас — 18%) и соцналог (26%). Так, президент РСПП Александр Шохин за уменьшение НДС до 10%.

У бизнеса есть союзники в Белом доме. На днях руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин заявил, что предложение РСПП вскоре будет обсуждено на “правительственной площадке”. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф считает возможным лишь снижение ставки НДС с 2009 г. до 15% с 18% при одновременной отмене льготной ставки НДС.

По расчетам экономиста банка “Траст” Евгения Надоршина, если бы НДС был снижен до 10% уже в 2007 г., поступления от этого налога были бы меньше примерно в полтора раза и бюджет недосчитался бы более 600 млрд руб. Впрочем, собираемость НДС и так почти не растет. После упрощения процедуры предоставления вычетов по НДС его поступление от реализуемых в России товаров составило в 2006 г. 924,2 млрд руб. (всего на 4,1% больше, чем в 2005 г.).

С еще более радикальными предложениями выступает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Он настаивает на замене НДС налогом с продаж.

Снижение соцналога Дворкович тоже поддерживает. Но и он, и Минфин утверждают, что это невозможно без реформирования системы социального и пенсионного страхования. Минфин надеется добиться сокращения эффективных налоговых ставок за счет улучшения налогового администрирования. В частности, основные направления налоговой политики предполагают введение консолидированного налогообложения холдингов, регулирование трансфертного ценообразования, сокращение сроков возврата НДС экспортерам. Это приведет к существенному снижению реальной нагрузки, уверен сотрудник Минфина. Финансовое ведомство готово и к обсуждению снижения НДС, но не раньше 2009 г., говорит чиновник. Улучшение администрирования может стать альтернативой снижению налогов, но пока ожидания бизнеса не оправдались, а снижение ставок — гарантия ослабления фискальной нагрузки, говорит Беляков. Издержки при невозмещении 10% НДС ниже, чем при невозмещении 18%, поясняет он.

Филипп Стеркин
Александра Петрачкова
Надежна Иваницкая

Другие новости