По мнению ФНС, все российские ООО неблагонадежны

19.02.2007

Практически все российские компании могут быть занесены в реестр фирм, подозреваемых в уклонении от налогов. 


Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала закрытую инструкцию, с помощью которой налоговики намерены выявлять и пресекать деятельность неблагонадежных организаций еще на стадии регистрации. Эксперты уверены: пристальное внимание со стороны налоговиков, которое обеспечено таким фирмам, доставит предпринимателям массу неприятностей. 

В ближайшее время ФНС намерена создать федеральную базу данных (ее называют ЮЛКПО), где будет содержаться информация обо всех «подозрительных» компаниях, говорится в приказе замруководителя ФНС Татьяны Шевцовой, вышедшем под грифом «Для служебного пользования» (копию приказа «Бизнес» получил от газеты «Учет. Налоги. Право»). На основании этого документа будет сформирован список юридических лиц, которых необходимо контролировать в первую очередь. В него попадут примерно 85% российских фирм. Именно столько организаций, по данным той же ФНС, зарегистрировано в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Дело в том, что, по мнению налоговиков, регистрация компании в форме ООО указывает на то, что фирма может являться «недобросовестной». 

Опрошенные «Бизнесом» эксперты были шокированы признаками, описанными в инструкции ФНС. Как сказано в документе, «однодневкой» вполне может оказаться фирма, учредителем которой выступает человек «преклонного» или, наоборот, «юного» возраста. Подозрения на себя навлекут компании, чьи учредители прописаны в сельской местности или зарегистрировали на себя десять или более организаций. Если у фирмы заключен договор на аренду помещения, которое «предположительно не приспособлено для осуществления деятельности исполнительного органа», или же у организации «слишком высокая сумма по счетам за телефонные переговоры», она также может быть занесена в «черный список». 

Организация может попасть в базу ЮЛ-КПО, если «активно рекламирует свои услуги (со ссылками на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая интернет)». И это лишь малая часть из перечнякритериев, указывающих на «недобросовестность» компании (всего их 109). При наличии любого из 109 признаков предприятие (а также с большой вероятностью его учредители — юридические лица) попадет в базу данных ЮЛ-КПО, уверен издатель и главный редактор газеты «Учет. 

Налоги. Право» Алексей Стариков. «Впрочем, это еще не означает, что организацию сразу же включат в план выездных проверок. Важно ее место в этом списке, которое зависит от количества выявленных критериев и тяжести каждого из них. 

Чем больше „грехов” и чем они тяжелее, тем выше вероятность попадания компании в этот своеобразный рейтинг. Соответственно — тем раньше до нее дойдут руки у инспекторов»,— предполагает Алексей Стариков. 

Инспекторы могут включить такие компании в разряд неблагонадежных фирм, отказать в регистрации или провести некое «расследование», сказано в инструкции. «Фирма может быть отмечена как кандидат на первоочередные контрольные мероприятия» — считает партнер юридической компании «Консультанты ТАГО» Оксана Грикевич. Создавая такую базу данных, ФНС не вышла за пределы своих полномочий, полагает руководитель юридической практики компании «Консалтинговые услуги» Александр Костин. «Другой вопрос, что они дальше будут делать с этой информацией. Привлекать к ответственности за то, что у компании учредитель — преклонного возраста?» — удивляется эксперт. 

Впрочем, как показал опыт, методов воздействия на компании, случайно угодившие в списки «однодневок», у фискалов более чем достаточно. К примеру, они способны отказать в приеме отчетности до тех пор, пока не будет представлен договор аренды помещения, или заблокировать счет фирмы. Кроме этого, налоговики могут отказать в возмещении НДС. В этом случае, конечно, нужно подать иск в суд, говорит партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Вряд ли суд воспримет как серьезное доказательство недобросовестности то, что компания была занесена в некий „черный список” „Для служебного пользования”»,— уверен эксперт. В ФНС забывают, что у нас в стране равные права и обязанности для всех налогоплательщиков, независимо от того, где прописан учредитель компании и какую форму собственности она выбрала, возмущается адвокат юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. «Нельзя заносить в список компанию только из-за больших счетов за телефонные переговоры. Такие приказы ФНС, хоть и косвенно, увеличивают давление со стороны налоговиков»,— уверен он. 

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей

Другие новости