Проверка достоверности данных, вносимых в базу ЕГРЮЛ

В 2016 году поправки к закону № 129-ФЗ, регламентирующему порядок регистрации организаций, компаний и фирм, и включение сведений о них в базу Единого государственного реестра, добавили право сотрудников налоговых органов проводить проверку достоверности данных, предоставляемых в ЕГРЮЛ. Порядок этой проверки, необходимые мероприятия, сроки и условия представлены в подзаконном акте - Приказ ФНС России от 11.02.16 № ММВ-7-14/72@.

Налоговые органы проводят подобную проверку только тогда, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности сведений. Такую информацию они могут получить от заинтересованного лица, если у него имеются возражения по поводу данных, вносимых в ЕГРЮЛ. Заявитель оформляет свое возражение в письменном виде (рекомендуемая форма заявления предложена в вышеупомянутом приказе, и ее не стоит существенно изменять). При этом в заявке информация о недостоверности сведений должна быть аргументирована или документально подтверждена.

Такое заявление имеет право составить как юридическое, так и физическое лицо. Налоговая служба оставляет за собой право отказа в проведении мероприятий по проверке, если претензия составлена некорректно или не имеет достаточных оснований (пункт 5-й Приказа № ММВ-7-14/72@).

Возражения могут касаться регистрации вносимых в ЕГРЮЛ изменений относительно устава организации, состава ее учредителей и иных данных, представленых в Реестре юридических лиц.

Для того чтобы убедиться в достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, или же, наоборот, опровергнуть их, проводятся мероприятия, предусмотренные в пункте 4.2 закона № 129-ФЗ, а именно:

  • изучается документация, представленная заявителем и проверяется обоснованность его возражений;

  • рассматриваются документы, предоставленные юридическим лицом, фигурирующим в проверке;

  • привлекаются для подачи сведений любые лица, которые обладают информацией по данному вопросу (п. 12-й Приказа № ММВ-7-14/72@);

  • проводится осмотр места регистрации юр. лица с обязательным привлечением двух понятых либо ведением видеосъемки, с последующим составлением протокола осмотра и проставлением подписей всех участников (п. 14-й Приказа № ММВ-7-14/72@);

  • подаются запросы о справках и документах в органы районной администрации, нотариальные конторы и другие учреждения, способные прояснить ситуацию (п. 13-й Приказа № ММВ-7-14/72@);

  • привлекаются специалисты для проведения экспертизы и последующего вынесения экспертного заключения: непременно компетентные в данной теме и незаинтересованные в результатах проверки (п. 15-й и 16-й Приказа № ММВ-7-14/72@).

Проверка достоверности данных может осуществляться в двух случаях:

  1. В момент предоставления сведений о юридическом лице в органы Единого реестра для их регистрации. В этом случае закон предусматривает проведение проверки в срок 5 рабочих дней, то есть за время, совпадающее со сроком рассмотрения заявки на регистрацию в ЕГРЮЛ (ст. 8 и ст. 18, пункты 1 и 3 соответственно, закона № 129-ФЗ). Однако, если этого времени недостаточно, сотрудники налоговой инспекции вправе продлить время проверки на период не дольше одного месяца. Причем данное решение они должны принять не позднее 5-го дня с момента поступления заявления о недостоверности сведений (п. 7-й Приказа № ММВ-7-14/72@). Решение, принятое после этого периода, не имеет законных оснований.

  2. После регистрации данных в ЕГРЮЛ. В этой ситуации заявление от возражающей стороны рассматривается не дольше 7 дней, а после истечения этого срока начинается отсчет периода проверки. Он должен занимать не более месяца. Но если при проверке привлекаются эксперты, ведется осмотр места регистрации юридического лица или собираются справки от различных учреждений, период может быть продлен до 60 дней.

Если информация о недостоверности сведений поступила в момент, когда были поданы документы в ЕГРЮЛ, регистрация приостанавливается, о чем налоговая служба обязана уведомить юридическое лицо.

Уведомление направляется регистрируемому лицу либо его представителю по указанному почтовому адресу или приходит в тот орган, где были поданы документы на регистрацию. Если заявка подавалась по интернету, уведомление вышлют на электронную почту, но также обязуются предоставить его в письменном виде по требованию.

После завершения проверки и выявления недостоверной информации налоговые службы выносят один из двух возможных вердиктов:

  1. Отказать в проведении государственной регистрации. Отказ оформляется со ссылкой на обнаруженные нарушения, которые представлены в ст. 23 Федерального Закона № 129. Уведомление об этом должно быть выслано юридическому лицу в период, не превышающий одного рабочего дня (ссылаясь на п. 4 статьи 23 закона № 129-ФЗ).

  2. Просьба предоставить достоверные сведения. Такое уведомление получит юридическое лицо, если сомнения появились в следующей информации:

  • личные данные руководителя и ИНН организации;

  • размеры долей и их названной стоимости, данные о держателях акций, о передаче долей по праву наследования, в залог или иных обременениях;

  • адрес регистрации юридического лица.

Для подачи в ФНС достоверных сведений юридическому лицу предоставляется срок в 30 дней с момента направления уведомления. Если этого не сделать вовремя, в ЕГРЮЛ будут внесены данные о недостоверности информации (основание – п. 18-й Приказа № ММВ-7-14/72@ и п. 7-й статьи 7.1 закона № 129-ФЗ).

Важно помнить, что аннулирование отметки о недостоверности представленных ЕГРЮЛ сведений не предусматривает ни Федеральный закон № 129, ни Приказ № ММВ-7-14/72@. Такая запись в Реестре может повредить репутации юридического лица. Поэтому очень важно успеть предоставить достоверные сведения для ЕГРЮЛ в обозначенный срок.